Гурин Сергей Евгеньевич (sergey_gurin) wrote,
Гурин Сергей Евгеньевич
sergey_gurin

Categories:

Ошибки в программе по окружающему миру А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой для 3 класса

ПРОДОЛЖЕНИЕ (по состоянию пройденного материала конец 1-й четверти)

7. Раздел «Путешествуя, познаём мир». Раздел потряс своей безграмотностью.

В разделе отсутствует определение слова путешествие. При этом, слово путешествие означает - один из видов активного отдыха. …Путешествие или туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как оно сочетает различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др. Путешествие или туризм — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности… [БСЭ. — 1969—1978].

В разделе безграмотно сформулированы 1 и 2 вопросы из раздела «Вспомним». Мысленно путешествовать невозможно, так же как невозможно мысленно заниматься спортом.

Раздел «Готовимся к путешествию» содержит ряд положений, ставящих под сомнение психическое здоровье авторов учебника. Приведу полностью цитаты авторов учебника:

«Как готовиться к путешествию?

1.    Надо поставить перед собой цель путешествия.

2.    Затем важно определить, куда именно надо отправиться, что бы достичь цели. Для этого нужно собрать сведения из самых разных источников: специальных журналов, публикаций в газетах, бесед с опытными людьми, справочников.

3.    Для зарубежного путешествия хорошо запастись словарями и разговорниками.

4.    Чтобы вести дневник путешествия, нужны блокноты, тетради, авторучки, для зарисовок – карандаши. Хорошие помощники современному путешественнику – фотоаппарат, видеокамера.

5.    Необходимы карты, туристические схемы, планы городов и сёл, путеводители с адресами и маршрутами.

6.    Если в путешествии предполагается изучение природы, нужно взять с собой оборудование: компас, бинокль, лупу.

7.    Важно знать заранее, какой бывает погода в тех краях, куда вы едете. На срок путешествия следует уточнить прогноз погоды (с помощью радио, телевидения, Интернета), чтобы взять с собой подходящую одежду и обувь. В дороге может понадобиться и аптечка.

8.    И не забудьте: с хорошим другом дорога короче, рюкзак легче, цель ближе!»

Авторы явно забыли написать пункт 10, с указанием, что: об остальном, позаботятся санитары.

Если учитель готовит класс к путешествию по А.А. Плешакову и М.Ю. Новицкой, то мои дети больше с классом путешествовать не будут!

В учебнике нет никакого упоминания о: родителях, родственниках, документах, сотовом телефоне, часах, деньгах, путёвке, билетах, бронировании места проживания, средств гигиены и индивидуальной защиты, питании и пр. «лишних» вещах с точки зрения авторов учебника. Недобросовестность авторов учебника ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, которые могут (по ошибке) воспринять учебник А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой – как источник знаний.

В учебнике представлен текст (весь раздел целиком), чуждый нашим детям, явно бездарно перепечатанный из иностранного учебника.

10. Раздел «Транспорт». На стр. 38 в главе «Воздушный транспорт» неверно указана дата первого в мире успешного полёта, а так же авторы полёта, отдаётся предпочтение иностранцам, принижается роль России.

… Как свидетельствует летопись, в России попытка подъёма на большом шаре, наполненном дымом, относится к 1731 (записки С. М. Боголепова, воспроизведённые в рукописи А. И. Сулукадзева "О воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.")… [БСЭ. — 1969—1978].

Нет упоминания о выдающихся людях России сделавших неоценимый вклад в авиацию России и мира (М. В. Ломоносове, Н. Е. Жуковском, Н. И. Кибальчиче, Д. И. Менделееве, А. Ф. Можайском, А. Н. Ладыгине и др.), при этом присутствует запись о недоучившимся эмигранте - И. И. Сикорском, работавшим против нашей страны.

11. Раздел «Связь». Неверно указано происхождение слова ямщик и его значение.

Ямщик - Древнерусское заимствование из тюркского языка. Тюркский- ямчы (суф. производное от ям «почтовая станция») изменилось в ямщик по аналогии с сущ. на -чик (-щик)… [Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004].

11. Раздел «Мир природы в народном творчестве».

В учебнике на стр. 46 дано неверное определение слова экология и неверное место экологии в научном знании.

Экология (от греч. óikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

В учебнике понятие экология перепутано с понятием декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством (см. Художественная промышленность). Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру…[БСЭ. — 1969—1978].

В учебнике на стр. 47 дана в корне неверная трактовка и назначение узоров снаружи и внутри дома, на домашней утвари, на одежде и других предметах быта, как образе единого мира, формируя у детей неверное представление о декоративно-прикладном искусстве.

Узоры и символы никогда изначально не наносились из соображения красоты, отображения единства мира и пр. фантазий авторов учебника, а всегда имели своё сугубо прикладное и утилитарное назначение [Миф и символ. Ариэль Голан Год: 1993 Издательство: Русслитъ].

12. Раздел «Из чего состоит всё».

ПРИРОДА - окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Иногда Природой называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием Природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму Природу (Ноосфера). Познавая объективные закономерности Природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию Природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую “вторую природу”, то есть совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над Природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать Природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами Природы, используя естественные силы и процессы… [Философский энциклопедический словарь.- Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1989 г.].

А. А. Плешаков и М. Ю. Новицкая ошибочно, не разобравшись в понятие Природа, неверно формулируют первый вопрос главы «Из чего состоит всё» - «Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?».

А. А. Плешаков и М. Ю. Новицкая считают, что к нам в дом приходят вода и газ – это плачевно. Газ и вода подаются к нам в дом посредством водопровода и газопровода – двух разновидностей трубопроводного транспорта (о которых авторы учебника забыли рассказать в разделе транспорт) с газораспределительной и водораспределительной станций.

В учебнике на стр. 50 -51 отсутствует определение, что есть твёрдое, жидкое и газообразное, закладывается неверная картина мира, в которой отсутствует представление о том, что одно и тоже вещество может находиться в различных агрегатных состояниях. В учебнике не упоминается плазма – 4 агрегатное состояние вещества.

На стр. 51 даётся неверная информация, что люди дышат кислородом. Люди за исключением А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой не дышат кислородом, мы все дышим воздухом, в состав которого входит и кислород. Чистым кислородом дышат только в больницах, когда требуется реанимировать деятельность человека в моменты его критического состояния и астронавты (космонавты из США) при полётах в космос.

На стр. 52 дано неверное определение слова вещество.

Вещество, вид материи, которая, в отличие от поля физического, обладает массой покоя (см. Масса) …[БСЭ. — 1969—1978].

На стр. 52 дано неверная информация о соли и важных для человека её свойствах. Понятие соль не раскрыто, вероятнее всего авторы учебника присвоили название соль для поваренной соли, что явно безграмотно.

Поваренная соль (хлорид натрия, формула NaCl) — незаменимое пищевое и вкусовое вещество, отсутствие или недостаток которого в пище в течение продолжительного времени ведет к функциональными органическим расстройствам.

Поваренная соль поддерживает постоянство осмотического давления в плазме крови и тканевых жидкостях, она имеет существенное значение для поддержания кислотно-основного (кислотно-щелочного) равновесия в организме, обеспечивает его ионами Сl, необходимыми для образования соляной кислоты в процессе желудочной секреции. Суточная потребность в поваренной соли: взрослого человека — 10—15 г, детей младшего возраста — около 5 г; в условиях жаркого климата потребность в поваренной соли возрастает до 25—30 г. В составе пищевых продуктов обычного пищевого рациона содержится 3—5 г хлорида натрия.
Поваренная соль способствует повышению артериального давления, так как происходит задержка воды в организме. Поэтому при гипертонической болезни, ожирении, отеках необходимо снижать суточное потребление поваренной соли.

Поваренная соль широко применяется как консервирующее средство (засолка овощей, посол мяса). По способу обработки различают поваренная соль выварочную, молотую, немолотую и йодированную. Йодированную поваренная соль используют в районах распространения эндемического зоба с целью профилактики этого заболевания. Для приготовления йодированной соли поваренная соль смешивают с йодидом калия (25 г на 1 т соли). Для повышения устойчивости йода йодид калия до смешивания с поваренной солью обрабатывают тиосульфатом натрия (0,01 % к весу йодида калия). Это позволяет сохранить в соли йод без существенных потерь в течение 6 месяцев. По истечении этого срока йодированная поваренная соль должна реализоваться как обычная.

Качество пищевой поваренной соли определяется количеством содержащегося в ней хлорида натрия, а также органолептическими свойствами и физико-химическими показателями (в частности, содержащимися примесями хлоридов и сульфатов кальция и магния, хлорида калия и др.). Выпускаемая в продажу соль хорошего качества должна содержать не менее 99,2— 99,5% NaCl. Не допускаются примеси ядовитых соединений металлов, а также нитритов и нитратов. Поваренная соль не должна иметь запаха (исключая йодированную поваренная соль), 5% раствор поваренной соли должен иметь чисто соленый вкус. Отбор проб и техника исследования поваренной соли указаны в ГОСТ 153—57… [Большая медицинская энциклопедия (БМЭ)].

Только у безграмотных людей «Самое важное для человека свойство соли – солёный вкус».

Та же ошибка в описание, что есть сахар. Авторы учебника ошибочно полагают, что сладкий вкус – главное свойство сахара, поэтому его добавляют во многие продукты. Между тем:

Сахароза (бытовое название – сахар), тростниковый или свекловичный сахар, один из важнейших дисахаридов. Присутствует во всех фотосинтезирующих растениях. Бесцветные, хорошо растворимые в воде кристаллы; t 185—186 °С. Легко гидролизуется на глюкозу и фруктозу под действием кислот или фермента сахаразы (инвертазы). Сахароза — наиболее легко усвояемая и важнейшая транспортная форма углеводов в растениях; в виде сахарозы. образовавшиеся при фотосинтезе углеводы перемещаются из листа в семена, корни, клубни и луковицы, где сахороза легко превращается в крахмал или инулин.

Сахарозу получали ещё в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте, где её выделяли из сока сахарного тростника. Ныне основным источником сахарозы в странах умеренного пояса служит сахарная свёкла. Широко используется сахароза в пищевой и микробиологической промышленности. При сбраживании сахарозы различными микроорганизмами получают этиловый и другие спирты, ацетон, уксусную и молочную кислоты и другие продукты…[БСЭ. — 1969—1978].

На стр. 53 дано несуществующее в науке понятие «Природный газ» и определено его основное свойство – горючесть и что этот виртуальный газ – замечательный помощник человека.

Природного газа не бывает, но бывают природные газы.

ГАЗЫ ПРИРОДНЫЕ - встречаются и проявляют себя в различных геологических и геохимических условиях, весьма разнообразны по хим. сост. и физ. свойствам. Известны классификации: Вернадского (1912, 1934), Соколова (1930), Хлопина и Черепенникова (1935), Белоусова (1937), Козлова (1950), Еременко (1953), Высоцкого (1954) и др. В классификации Высоцкого выделены основные группы газов природных: 1) по условиям нахождения в природе — газы атмосферы, газы литосферы, газы гидросферы, газы орг. мира (обменных процессов); 2) по формам проявления (тип газового очага — глубинного источника): газогенный, газоаккумулятивный (газовое скопление), циркуляционный (воздушный), смешанный; 3) по хим. составу: газы углеводородные, газы углекислые, газы азотные. Каждый из типов встречается в природе как в чистом виде, так и в различных смесях с другими типами; 4) по происхождению газы биохим., газы литохим., газы радиоактивного происхождения, газы воздушного происхождения, газы космического происхождения (реликтовые). Выделенные по четырем основным признакам основные группы подразделяются, в свою очередь, на подгруппы с характеристикой количественных параметров состава… [Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. . 1978].


Складывается впечатление, что А. А. Плешаков и М. Ю. Новицкая готовили учебник для школ категории Б западноевропейской системы школьного образования (как например во Франции), которая готовит человека толпы, человека западной масс. культуры, для которого двери высших учебных заведений закрыты изначально и даже если выпускник такой школы и попадает в ВУЗ (по ошибке), то после первого курса он отсеивается из-за неспособности проходить обучение в ВУЗе.

Tags: Новицкая, Окружающий мир, Плешаков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments